Category:

Дорожные лайнеры. 1836г. William H. Church.

Паровой дилижанс доктора Чёрча. около 1836 года.
Паровой дилижанс доктора Чёрча. около 1836 года.

Практически с самого зарождения паровых омнибусов в Англии, британский парламент, начал практику удушения владельцев самоходного транспорта.
Нельзя сказать, что травля была такая совсем уж оголтелая, первые законы, повышающие налоги на паровые экипажи, были приняты в 1831-33 годах, а закончилось всё, принятием «закона  красного флага» в 1861 году. Но в итоге, колесный самоходный транпорт был задушен весьма качественно и на долгие годы.
Всё началось с владельцев частных дорог. Владельцами и совладельцами которых, были некоторые лорды и пэры Британского парламента.
Поскольку Англия вообще, и вся Британия в частности, страна весьма клерикальная — ведьм ловили и казнили до конца 18 века — то и самобеглые повозки, достаточно долго воспринимались как сатаниское извращение и совращение. Но, поскольку при этом, Британия несла себя миру, как образец прогресса и вообще, то напрямую запретить «сатанисские фокусы», возможности не было. Да и по морям уже исправно плавали пароходы.
В итоге, на волне религиозной антипатии, стали душить транспортные компании, окольными путями.
Чтоб хоть как то привязаться — теми самыми лордами-перами, было заявлено, что паровые дилижансы вдвое сильнее разрушают дороги, чем конные экипажи. И налог на паровые экипажи вырос вдвое. Но этого оказалось недостаточно.

Трёхколесный паровой омнибус Чёрча.
Трёхколесный паровой омнибус Чёрча.

Следующий шаг — в 1832 году, был принят налог «с колеса». Владелец омнибуса платил налог за каждое колесо в своем экипаже. Поскольку конные дилижансы поголовно были 4-х колесные, владельцам паровиков пришлось туго. Ведь многие из них, ради улучшения управляемости, и уменьшения нагрузки на ось, имели 5-6 колесное шасси. Да ещё и часто, тащили за собой тендер с топливом и водой. Который также имел колеса. И так же облагался налогом.
В результате, паровики стали делать 4-3 колесными. Вместимость машин упала, доходы снизились. И транспортные компании начали закрываться. Последний гвоздь в крышку гроба, был забит в 1861 году. Когда был принят «закон красного флага». Паровые экипажи обязаны были иметь 3-х членов в команде = водителя, кочегара, и «бегунка» с флагом. Который бежал впереди, в 60 ярдах, и предупреждал прохожих о приближении опасности. Поначалу скорость ВСЕХ паровиков, в том числе и ЖД паровозов, ограничили в городе 6 милями в час, а за городом — 10-ю милями.
Но тут взвыли владельцы ЖД дорог и ЖД транспорта — и в 1865 году, закон изменили. Теперь он касался только безрельсовых машин. Но скорость была установлена вдвое меньше. И «бегунок» теперь обязан был бежать не только в городе, но и на загородной дороге.

Вот в этих условиях, инженер Уильям Чёрч, и затеял строительство своего парового омнибуса. Чтоб снизить налоговые издержки, машина была сделана на трёх колесах, поистине титанической ширины. Немалая по размерам машина, вмещала 40 пассажиров. И имела паровой двигатель мощностью около 25 лошадиных сил. Сообщается, что скорость экипажа была около 10 миль в час.
Согласно рекламе, омнибус Чёрча курсировал на линии «Лондон-Бирмингем». Но свидетели говорят, что омнибус, ни разу не доехал до конечной точки, своим ходом.
Дабы завлечь внимание пассажиров, омнибус был украшен в стиле барокко, и увешан гипсовыми барельефами, «прикленными на особый клей, чтоб не отваливаться от дорожной тряски».

Примерно так, виделись будущие транспортные пробки, из середины 30-х годов 19 века.
Примерно так, виделись будущие транспортные пробки, из середины 30-х годов 19 века.

Считается, что в 1839 году, Чёрч, построил новый экипаж, большей вместимости — 52 человека. Экипаж имел дополнительное управляемое колесо сзади. И там же, дополнительный пост управления. Водитель мог не разворачивать экипаж. А просто занять место в другом кресле — и «махнуть рукой и сказать — »поехали«».
Но, дело постепенно заглохло. Сам Чёрч, прогорел, и занялся другим бизнесом. Стал строить железнодорожные локомотивы и пароходы.
С 40-х годов, 19 века, в Англии начали набирать обороты, компании, производящие сельскохозяйственные паровые машины — локомобили. Которые представляли собой, силовой генератор на колесах, и могли небыстро, и недалеко, передвигаться своим ходом. Основная функция этих машин — стоять в поле, и посредством длинного ремня, приводить в работу, стационарные механизмы, дробилки-лущилки-сеялки-веялки... и прочее.
Но это уже совсем другая история.

На этом, на сегодня всё.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded