Category:

Жажда скорости. Дорожные лайнеры. 1829. Голдсуорси Гарни. Goldsworthy Gurney

В первое 30ти летие 19 века, в островной Англии, бушевал бум, строительства частных дорог. К 1800 году, в маленькой стране было 36 000 километров гравийных дорог, построенных частными подрядчиками, и в большинстве своем, содержавшимися различными владельцами. Которые брали плату со всех повозок, показавшихся на частной дороге.
Чаще всего, владельцами дорог — или совладельцами, протекционизм и взяточничество —  были лорды и пэры Британского парламента.
В 1806 году шотландский инженер Джон Мак-Адам предложил покрытие толщиной 25 сантиметров, состоящее из двух слоев щебня: более крупного - внизу, мелкого - вверху. При этом покрытии воздействие колес также обеспечивало уплотнение основания. Впоследствии Мак-Адам стал главным инженером Британии. В 1828 году для укатки щебеночного покрытия ввели катки, в 1859 году появились паровые катки. После чего дороги стали прочнее и долговечнее.

По новым дорогам, потекли со все возрастающей скоростью потоки телег, дилижансов, товаров, почты, пассажиров и промышленных грузов.
И британский инженер, Голдсуорси Гарни, тоже решил помочь англичанам, быстрее передвигаться по новым дорогам. Для этой цели, Гарни в 1825 году, запатентовал свой вариант парового дилижанса.

Огромная машина, должна была приводиться в движение 2х цилиндровой паровой машиной, пар для которой, вырабатывал паровой котел конструкции самого Голдсуорси. Частокол труб на гравюре — это и есть само изобретение. Подача перегретого пара в эти трубы, увеличивала тягу воздуха в топке, что в свою очередь, увеличивало температуру пламени, и повышало производительность котла. Из которого опять «дули» паром в трубу...и так до бесконечности...
Не доверяя, новинке — передаче усилия на обитые железом колеса, Голдсуорси, прикрепил к ползунам машины два изогнутых крюка, которые должны были отталкивать весь механизм от дороги, толкая его вперед. А дорогу — соотвественно — толкая назад.. Очень свежая идея.

Так выглядел этот комбинированый привод.
Так выглядел этот комбинированый привод.

В 1829 году, паровой дилижанс был закончен, и его создатель, совершил на нем путешествие из Лондона в Бат. Проехав 84 мили — 138 километров — за 9 часов. Средняя скорость равнялась 14.3 километра в час. Сам конструктор, утверждал что ему удавалось иногда разгоняться и до 20 и 30 миль. 32 и 48 километров в час. В зачет, шло время, потраченное на заправку топливом и водой.
Скорость для тех лет просто гигантская!

Кроме 20-ти местного огромного дилижанса, Гарни построил в 1830 году, два тягача с коляской, более скромных размеров.
Паровые дилижансы Гарни, совершали нерегулярные рейсы между Челтенхэмом и Глостером. И к 1836 году, были разбиты и сняты с эксплуатации.
С самого начала рейсов, паровики встретили всё нарастающее сопротивление общественности, подогреваемое владельцами дорог, и конных дилижансов.
Первые жаловались, что паровики разбивают дорожное полотно, и требовали увеличения с них дорожного налога.
Вторые, жаловались что паровики распугивают лошадей и клиентов, и требовали запретить паровозы и прочую «парфюмерию».
В итоге, к 1833 году, Гарни обанкротился.
Один из его паровиков сохранился до сих пор. Правда в очень усечённом виде.

Рама паровика Голдсуорси Гарни.

Спасибо за внимание. Продолжение следует.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded